ДМИТРИЙ ФИНОЖЕНОК: "ПОСТОЯННАЯ ТРЕНИРОВКА ТВОРЧЕСКОЙ МЫШЦЫ"

 

Я не знаю, как рассказать вам, какое это счастье – быть причастной к появлению на свет КНИГИ. В этом году на писательско-издательском приключеллендже «История моего детства. Пишем книгу за год» были написаны три книги воспоминаний. Две из них уже изданы, третья готовится к печати. Кто же эти люди, решившиеся на непростой шаг – написать книгу о своей жизни?

Дмитрий Финоженок был первым, кто записался на курс – сразу, без каких бы то ни было вопросов и уточнений. Решительность, настойчивость и твёрдость в своем выборе – в этом весь Дмитрий. С первых фрагментов воспоминаний меня поразил его стиль – точные определения, незатертые метафоры, необычный взгляд на привычные вещи. Мне был незнаком мир его детства – мир закрытых военных городков, ленинградских улиц и советских армейских баз в Чехословакии. И так странно было узнавать в этой непривычной мне реальности до боли знакомые вещи, ситуации, чувства...

 

- Почему вы решили написать воспоминания о своем детстве? Судя по книге, это не была светлая ностальгия по ушедшим временам, как у многих авторов. Что вас подтолкнуло к созданию этой книги?

- Писать книги – очень увлекательное занятие. Начав, трудно остановится. Дописываете очередную, публикуете, радуетесь, что большой проект успешно завершен и можно, наконец, отдохнуть. Но проходит неделя или месяц, и вы понимаете, что из вашей жизни исчезло что-то важное. Вы начинаете искать повод, чтобы вернуться к этому занятию.
К сожалению, нельзя просто так взять и написать книгу. Если вы не разбираетесь в том, о чем пишете, то ваш потолок – унылая компиляция опубликованного. Поэтому ваша первоочередная задача – найти свою область экспертизы. Моя первая книга была про то, как путешествовать по Китаю самостоятельно (мы с моей женой Юлей за десять лет объездили весь Китай, нам есть чем поделиться). Вторая – путевые заметки, мой личный опыт столкновения с китайской и японской культурами. И вот год назад я стоял перед задачей придумать тему для своей третьей книги.
В ее поисках я попал на ваш вебинар, на котором вы пригласили всех поучаствовать в написании истории своего детства. «А это хорошая идея, - подумал я, - никто лучше меня в моем детстве не разбирается». Тема новой книги определилась.

 

 

- На курсе у вас была возможность читать воспоминания других участников. Чем интересны живые воспоминания людей? В чём вы видите ценность мемуаров, написанных обычными людьми?

- Есть два основных подхода к описанию прошлого: классическая история, которая описывает эволюцию государств, социальных и экономических систем (великие свершения великих людей, процессы, затрагивающие миллионы людей), и микроистория, подход, полагающий, что история человечества может быть понята только как история каждого индивида. Итальянский историк Симона Чирутти, одна из пионеров микроисторического направления, писала: «Смысл выстраивания исследования вокруг «эго» отдельного человека состоял в том, чтобы задать подходящий контекст анализа – не тот, что был бы взят из собственных представлений исследователя о мировосприятии людей того времени, но тот, что был бы определен, исходя из опыта самих «акторов» (как его прослеживал исследователь)».
Именно это, возможность увидеть мир глазами людей другого времени, прикоснуться к иному способу восприятия мира – самое ценное в воспоминаниях. Чтение воспоминаний – это часто опыт столкновения с неизвестным, особенно в нашей стране, за последние два столетия несколько раз решительно менявшейся до неузнаваемости. Это своего рода путешествие за границу, в данном случае, за границу современного мира. И когда автор, иногда случайно, позволяет тебе прикоснуться к чужой жизни, сердце замирает точно так же, как и при выходе из аэропорта в новой стране.

 

- Почему, уже имея за плечами опыт написания и издания нескольких книг, вы решили прийти ко мне на курс?

- Как я написал выше, я пришел на ваш вебинар в нужное время, я был в поисках темы своей новой книги. Я был уже готов к вашему курсу, просто еще не знал об этом.
К тому же, с каждой новой книгой я все дальше уходил от non-fiction в сторону чистой литературы. И это меня серьезно беспокоило, я ведь совершенно не гуманитарий и не был уверен в собственных силах. А вот писать в рамках веб-проекта для меня было намного комфортнее. В этом большая заслуга Елены Трусковой, в «Декабрьских мастерских» которой я впервые попробовал написать что-то похожее на художественный текст. До сих пор с теплотой вспоминаю тот уютный чат и поддержку моих сокурсников и сокурсниц.
И, наконец, это был декабрь, время, когда веришь, что следующий год будет особенным, и легко соглашаешься поучаствовать в чем-то новом.

 

 

- Что было самым важным и полезным для вас на курсе "История моего детства"?

- Необходимость писать каждую неделю. Первый месяц я проработал на энтузиазме, а потом стало сложно. Но преодолев это, я вышел в совершенно новое состояние. Тема новой недели давала мне пищу для размышлений на целую неделю. Что я помню? Что из этого может стать историей? Почему я помню это? Я ходил и рассказывал истории сам себе. Иногда в пятницу я понимал, что то, что мне казалось очевидным выбором, неинтересно. Иногда, посмотрев на казавшуюся скучной историю с неожиданной стороны, я понимал, что она – одна из лучших. Необходимость систематической работы в течение года, постоянная тренировка творческой мышцы исключительно благотворно повлияли на качество окончательного результата.
Вы сумели создать безопасную среду, в которой хочется писать. Вы рассказали, как писать истории. Каждый ваш разбор моих тестов становился не столько перечислением обсуждением обнаруженных проблем, сколько мотивацией для написания новых фрагментов.
Предупреждение: Дианины фидбеки вызывают привыкание. Понедельники, в которых не было наших ежедневных онлайн-встреч, были самыми хмурыми днями недели.
Ваши замечания были не только мотивирующими, но и исключительно полезными. За несколько месяцев я существенно улучшил стиль своих историй, сделал их более ясными и яркими.

 

- Что вам как автору дал опыт работы над этой книгой?

- Чтобы нарисовать что-то, нужно начать с простейших геометрических фигур, затем вписать в них более мелкие детали. Итерация за итерацией. И, если у нас хватит терпения довести дело до конца, то на выходе у вас будет хороший рисунок. Как я узнал на курсе, с текстом то же самое, каждая новая итерация делает текст лучше. Есть десятки аспектов, которые влияют на качество текста, и было бы бахвальством утверждать, что вы с первого раза способны создать совершенство.
«Лаба, Улла и Нева» - книга про мое личное ощущение детства, а значит про боль и радость, удачи и разочарования. Это первый и очень ценный для меня опыт создания эмоционального текста.
Работа над книгой позволила увидеть мое детство как единое целое, возникшее на пересечении десятков разных пластов истории. Мещане и луноходы, кризис колониальной системы и экспансия колорадского жука, Железные горы и белорусские реки, личный врач Суворова и гроб на колесиках встретились вместе, чтобы создать мое неповторимое детство.

 

  Познакомиться с книгой Дмитрия Финоженка "Лаба, Улла и Нева" и купить себе экземпляр для прочтения вы можете на сайте Ridero.ru                                                                                                                                        Вы тоже можете стать автором собственной книги - присоединиться к писательско-издательскому приключелленджу "История моего детства. Пишем книгу за год"  можно прямо сейчас.        Если у вас есть вопросы, напишите мне на E-mail diana.korolkova@gmail.com или в личном сообщении на Фейсбук: https://www.facebook.com/diana.korolkova/